Храм в честь Святителя Николая Константиновка город Казань Казанская Епархия Русская Православная Церковь |
«Не помолимся фарисейски, братия» - такими словами начинается пение Триоди Постной.
Приближается Великий Пост, и на Воскресном Евангельском чтении слышим мы притчу о мытаре и фарисее, рассказанную Спасителем. Фарисей – пришел в храм, прошел вперед, и совершал молитву гордую, надменную и самодовольную. Он говорил: «благодарю Тебя, Господи, что я не такой как прочие люди: грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь; пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю». Такой была молитва фарисея. Он действительно совершал все, предписанное законом веры, и чувствовал себя праведным и угодным Богу. Но в нем не было самого главного – любви и смирения. Апостол Петр говорит нам: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1 Пет. 5,5). Смирение было у другого персонажа этой евангельской притчи – мытаря. Он стоял возле самого входа в храм, не смел поднять свой взор к Небу, и лишь повторял: «Боже, милостив буди мне, грешному». Сказать ему больше было нечего. Мытарь – сборщик подати, презираемый в своем народе человек – он сознавал свою греховность и уповал только лишь на Божию милость. Молитва мытаря была услышана Господом.
Притча о мытаре и фарисее нам близка и понятна. Это про нас. Но вряд ли можем представлять себя на месте мытаря – все чаще мы оказываемся на месте фарисея.
Фарисей – это образ самоуспокоения и гордыни, ограниченный взгляд на свои поступки. Наиболее часто встречающаяся ошибка – когда, раздумывая о своих грехах, успокаиваешь себя мыслью, что многие люди вокруг поступают так же или еще гораздо хуже. Например, мы что-то чужое присвоили – ну и что? Вокруг все воруют – успокаиваем мы себя – а некоторые еще так тащат, что и сами всем уже обзавелись, и детям, и внукам хватит. В таком сравнении наш маленький проступок уже не кажется нам таким уж греховным. И это большая ошибка. Нам следует рассматривать каждый свой поступок как шаг в одном из двух направлений – шаг к Богу в Царство Небесное, или шаг в погибель. И не надо сравнивать себя с другими людьми – отвечай за себя. Может тот, кого ты осудишь, сделает такое доброе дело, за которое он будет оправдан Богом, а ты будешь виновен еще в осуждении ближнего.
Получается, что притча обличает именно нас, и в преддверии Великого Поста нам следует серьезно над своим поведением задуматься. Фарисей – он ведь праведник, он в храм постоянно ходит, добрые дела совершает. Но молитва его не принята Богом, как смиренная молитва мытаря. В этой притче Господь дает нам понять, чего именно ждет Он от нас – доброго расположения сердца, смирения и простоты.
«Боже, милостив буди нам, грешным».