Храм в честь Святителя Николая Константиновка город Казань
Казанская Епархия Русская Православная Церковь
Новости
Объявления
Конструктор сайтов православных приходов
Православная библиотека
Официальный сайт Казанской епархии

Не помолимся фарисейски, братия...

 

«Не помолимся фарисейски, братия» - такими словами начинается пение Триоди Постной.

Приближается Великий Пост, и на Воскресном Евангельском чтении слышим мы притчу о мытаре и фарисее, рассказанную Спасителем. Фарисей – пришел в храм, прошел вперед, и совершал молитву гордую, надменную и самодовольную. Он говорил: «благодарю Тебя, Господи, что я не такой как прочие люди: грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь; пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю». Такой была молитва фарисея. Он действительно совершал все, предписанное законом веры, и чувствовал себя праведным и угодным Богу. Но в нем не было самого главного – любви и смирения. Апостол Петр говорит нам: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1 Пет. 5,5). Смирение было у другого персонажа этой евангельской притчи – мытаря. Он стоял возле самого входа в храм, не смел поднять свой взор к Небу, и лишь повторял: «Боже, милостив буди мне, грешному». Сказать ему больше было нечего. Мытарь – сборщик подати, презираемый в своем народе человек – он сознавал свою греховность и уповал только лишь на Божию милость. Молитва мытаря была услышана Господом.

 

Притча о мытаре и фарисее нам близка и понятна. Это про нас. Но вряд ли можем представлять себя на месте мытаря – все чаще мы оказываемся на месте фарисея.

Фарисей – это образ самоуспокоения и гордыни, ограниченный взгляд на свои поступки. Наиболее часто встречающаяся ошибка – когда, раздумывая о своих грехах, успокаиваешь себя мыслью, что многие люди вокруг поступают так же или еще гораздо хуже. Например, мы что-то чужое присвоили – ну и что? Вокруг все воруют – успокаиваем мы себя – а некоторые еще так тащат, что и сами всем уже обзавелись, и детям, и внукам хватит. В таком сравнении наш маленький проступок уже не кажется нам таким уж греховным. И это большая ошибка. Нам следует рассматривать каждый свой поступок как шаг в одном из двух направлений – шаг к Богу в Царство Небесное, или шаг в погибель. И не надо сравнивать себя с другими людьми – отвечай за себя. Может тот, кого ты осудишь, сделает такое доброе дело, за которое он будет оправдан Богом, а ты будешь виновен еще в осуждении ближнего.

 

Получается, что притча обличает именно нас, и в преддверии Великого Поста нам следует серьезно над своим поведением задуматься. Фарисей – он ведь праведник, он в храм постоянно ходит, добрые дела совершает. Но молитва его не принята Богом, как смиренная молитва мытаря. В этой притче Господь дает нам понять, чего именно ждет Он от нас – доброго расположения сердца, смирения и простоты.

«Боже, милостив буди нам, грешным».


Назад к списку